Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010)
"Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" 


Вопрос: На какие нормы нужно ориентироваться при списании чистящих и моющих средств?

Ответ: Учреждения физической культуры и спорта обязаны соблюдать утвержденные Главным санитарным врачом РФ санитарно-эпидемиологические требования к содержанию помещений, оборудованию и иному имуществу учреждения. Например, такие требования изложены в:

- Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08", утвержденных Постановлением от 23.07.2008 N 45;

- Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). СанПиН 2.4.4.1251-03", утвержденных Постановлением от 03.04.2003 N 27, и др.

В данных документах конкретно указано, как и с помощью каких чистящих, моющих и дезинфицирующих средств достигается соблюдение этих требований.

Для поддержания чистоты имущества учреждения обязаны приобретать чистящие, моющие и дезинфицирующие средства (далее - хозяйственные материалы). Расходы по их приобретению относят на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

Выдача хозяйственных материалов на нужды учреждения производится исходя из месячной потребности в них, но на законодательном уровне каких-либо норм не утверждено. Однако следует учитывать изложенный в ст. 34 БК РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Таким образом, отсутствие централизованно утвержденных норм потребности в хозяйственных материалах указывает на то, что учреждениям нужно разработать и утвердить их своими внутренними локальными актами. Определить потребность в хозяйственных материалах можно либо на основании сложившихся фактических данных, либо на основании норм потребления, рассчитанных самим учреждением. Такой расчет следует делать комиссионно.

При использовании любого метода расчета потребности в хозяйственных материалах результаты расчета оформляются актом и подписываются всеми членами комиссии. Затем издается приказ (распоряжение) об утверждении норм потребности в хозяйственных материалах, необходимых для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, либо эти нормы предусматриваются учетной политикой учреждения.

Разрабатывая нормы потребности в хозяйственных материалах, следует также помнить об увеличении их показателей в связи с возникновением эпидемий.

Таким образом, хозяйственные материалы списываются с балансового учета в пределах месячной потребности путем оформления акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).

И.Зернова

Эксперт журнала

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"


Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда „Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами».

Положение по обеспечению работников смывающими и обезвреживающими средствами. 

Приложение 2 (личная карточка). 

Положение устанавливает правила приобретения, выдачи, применения и организации хранения смывающих и обезвреживающих средств.