Главная » 2017 » Май » 13 » Как обучить персонал правилам первой помощи
22:21
Как обучить персонал правилам первой помощи

Марина ДОРЖИЕВА, эксперт по охране труда

Главное в статье

  1. Обучение первой помощи можно проводить по производственной необходимости
  2. В организации обязательно должна быть программа обучения первой помощи
  3. Для обучения работников можно пригласить инструктора из обучающей организации
  4. Чтобы сотрудники лучше усваивали материал, обучайте их при помощи ситуативных задач

Работодатель обязан обучить своих сотрудников безопасным правилам работы. Но ему придется организовать еще и обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве от несчастного случая (ст. 212 ТК РФ). Мы выяснили, где нужно проводить обучение, какая форма занятий будет наиболее эффективна, как оформить результаты учебы.

Где и кто проводит обучение

Обучение проходят все новые сотрудники, а также те, кого переводят на другую работу. Если есть производственная необходимость, работодатель может провести обучение для работников, которые трудятся:

  • самостоятельно;
  • в группе, но с повышенным риском получить травму или профзаболевание;
  • вдали от пунктов медпомощи.

Срок обучения устанавливает работодатель, но не позже одного месяца с момента приема на работу или перевода на новую работу. (ст. 225 ТК РФ, постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29).

Работодатель сам определяет порядок и форму обучения. Он может направить работников в специализированный учебный центр или обучить внутри организации.

При выборе способа обучения руководствуйтесь:

  • загруженностью персонала;
  • возможностью отрыва от производства;
  • наличием материальной базы и т. д.

Если хотите обучать первой помощи в самой организации, создайте комиссию по проверке знаний требований охраны труда (п. 2.3.2 Порядка, Примерная программа обучения по охране труда работников организаций, утвержденная Минтрудом России 17 мая 2004 года). Пригласите в организацию специалиста, имеющего соответствующую подготовку и удостоверение инструктора массового обучения навыкам оказания первой помощи (письмо Минтруда России от 26 августа 2015 года № 15–2/ООГ-4636).

130

тысяч рублей —

размер штрафа за каждого необученного сотрудника

Обучение правилам первой помощи обычно проводят одновременно с обучением по охране труда или в ходе инструктажа. Для работников, которые трудятся в условиях, требующих повышенного риска получить повреждение здоровья, организуйте специальный обучающий курс (п. 12.4 ГОСТ 12.0.004–2015).

Список работников, которых нужно обучить первой помощи, утверждает работодатель. В каждой группе сотрудников, которые работают в условиях высокой опасности получить травму, должен быть хотя бы один обученный сотрудник.

Представителей рабочих профессий обучайте периодически — не реже одного раза в год. Это указано в пункте 2.2.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утвержден постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29, далее — Порядок). Для руководителей и специалистов в законе нет четкого указания о периодичности обучения. Они могут проходит подготовку одновременно с регулярной учебой по охране труда.

Какие локальные акты нужно разработать

В организации обязательно должны быть программы обучения работников правилам охраны труда и инструктажей по охране труда. Включите в каждую программу вопросы оказания первой помощи. Если обучение первой помощи проходит в форме отдельного курса, создайте специальную программу (программа Б.3 приложения Б к ГОСТ 12.0.004.2015).

Разрабатывая программу обучения, используйте:

  • инструкции по безопасности;
  • отраслевые и межотраслевые правила охраны труда;
  • типовые инструкции по охране труда;
  • Атлас добровольного спасателя, рекомендованный МЧС России для массового обучения населения, личного состава спасательных служб, персонала опасных видов производства и транспорта навыкам оказания первой медицинской помощи на месте происшествия;
  • «Алгоритмы первой помощи: Учебное пособие для водителей» (автор — Лев Игоревич Субботин).

Перечислите в программе, при каких состояниях следует оказывать первую помощь и какие мероприятия можно проводить без риска причинить дополнительный вред пострадавшему. Они утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 года № 477н. Эти сведения должны знать сотрудники.

В программе учтите специфику работы сотрудников. Например:

  • персонал радиорелейных станций, которые расположены вблизи магистральных газопроводов, должен знать, как оказать первую помощь пострадавшему от газа и огня;
  • работники химических лабораторий должны уметь оказывать первую помощь при ожогах кислотами, щелочью, при отравлениях ядовитыми газами;
  • электротехнический персонал обучают, что делать при поражении человека электрическим током и т. д.

Утвердите разработанный документ у руководителя организации, согласуйте с представительным органом работников. Ознакомьте всех сотрудников с утвержденными Правилами оказания первой помощи под подпись.

Как проводить обучение в компании

Обратите внимание

Для обучения можно привлекать специалистов из обучающих организаций, имеющих лицензию на право проведения такого обучения

Упор в обучении сделайте на ситуации, которые могут возникнуть из-за конкретных факторов, имеющихся на рабочих местах.

 

Пример. В процессе обучения работникам предложено решить ситуационную задачу «Собственная безопасность». Цель: заставить работников задуматься о собственной безопасности.

Суть задачи: инструктор просит работников представить, что они пришли после обеда и увидели на полу человека, который лежит без движения. Какими будут их первые действия?

Те, кто предложат проверить пульс и дыхание или сразу приступить к реанимации пострадавшего, должны лечь на пол рядом с ним. И так до тех пор, пока кто-либо из работников не догадается, что первым делом нужно осмотреться, оценить ситуацию и обезопасить себя.

Работников важно научить тому, чтобы они качественно осматривали место происшествия. Это умение позволит не пострадать самому при попытке оказать помощь коллеге.

 

Пример. Чтобы научить работников качественно осматривать место происшествия, предложите решить во время обучения ситуационную задачу «Несколько внешних угроз».

Для этого используйте реквизиты: пустая картонная коробка, электрический провод. Задачу нужно проводить в помещении, где можно разместить всех слушателей по углам так, чтобы они не мешали основному действию, которое будет происходить в центре комнаты.

Суть задачи: пострадавший лежит на полу, к нему тянется обычный провод, воткнутый в удлинитель (конец провода удлинителя не виден и не включен в сеть). Над пострадавшим расположена коробка (на шкафу или столе и т. д.) так, чтобы она могла упасть при небольшом смещении на пострадавшего или оказывающего помощь.

Слушатели заходят в комнату по одному. Половина из них сразу бросится к пострадавшему — это неверное решение, отправляем их в угол «Морг». Некоторые заметят провод и попытаются его отключить — тоже неправильно, отправляем их в угол «Реанимация». Только единицы заметят и провод, и коробку, которую нужно убрать. Они отправляются в угол «Живые». Те, кто уже отыграл, остаются наблюдать за товарищами.

Заинтересовать сотрудников в обучении помогут следующие приемы:

  • дайте работникам информацию, которую они смогут применить и в обычной жизни, например, чтобы оказать первую помощь своим близким;
  • уделите больше времени темам, с которыми работник сталкивается чаще: раны, ожоги, переломы, обморок, отравление и т. д.;
  • пригласите профессионального инструктора или выберите работника, который может подавать материал в интересной форме;
  • в программу обучения включите реальные примеры, видеоматериалы и практические занятия;
  • закрепите полученные знания и отработайте порядок оказания первой помощи в ситуационно-ролевых играх.

Как оформить результаты обучения

После обучения проверьте знания работников и оформите протокол. Если в программу обучения по охране труда включили раздел «Первая помощь», то отдельный протокол не составляйте.

Если обучение проходило во время инструктажа по охране труда, дополнительных документов оформлять не нужно. Достаточно сделать отметку о дате в журнале инструктажа.

Что будет, если не обучить сотрудников оказанию первой помощи

Если работодатель не организует обучение сотрудников оказанию первой помощи, инспектор ГИТ может оштрафовать по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ:

  • должностных лиц — от 15 000 до 25 000 рублей;
  • предпринимателей — от 15 000 до 25 000 рублей;
  • юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.

в обучении работников охране труда принес ГОСТ 12.0.004-2015

1 марта 2017 года начал действовать Межгосударственный стандарт обучения безопасности труда ГОСТ 12.0.004–2015. Что он несет нового для работодателя?

Что изменилось

Комментарий

Ввели понятия «организатор обучения» и «обучающая организация»

Организатор обучения — организация или индивидуальный предприниматель, которые организуют и проводят обучение и проверку знаний:
- своих работников как работодатель;
- других работающих, включая персонал подрядчиков, как организатор производства, на котором они работают. Обучающая организация — организация, которая имеет законное право оказывать сторонним организациям и лицам услуги:
- по обучению и проверке знаний;
- вопросам безопасности труда, охраны труда, безопасности производства

Установили требования к обучению безопасности труда в разные периоды учебной и трудовой деятельности

Обучить работников безопасному труду вы можете как на работе, так и в учебных организациях. Виды обучения:
- инструктаж;
- индивидуальная стажировка на рабочем месте;
- специальное обучение безопасным методам работ;
- приемы первой помощи;
- проверка знаний;
- отдельный курс обучения с итоговой проверкой знаний.

Уточнили и расширили состав обучающихся

Основные группы лиц, которые проходят обучение:
- руководители всех уровней и рангов, которые заняты управлением, в т. ч. безопасностью и охраной труда;
- специалисты, которые помогают руководителям всех уровней и рангов;
- сотрудники, которых привлекают к управлению охраной труда на общественных началах в комиссиях, комитетах, а также представители работников;
- индивидуальные предприниматели, которые самостоятельно выполняют работу и отвечают за ее безопасность;
- специалисты по охране труда;
- работники, которые не участвуют в управлении и заняты простым процессом труда.
Из этих групп формируют подгруппы по профессиональному признаку, например*:
- члены постоянно действующих комиссий по проверке знаний охраны труда, а также работники, которые участвуют в проведении обучения, включая инструктажи (инструкторы по охране труда);
- педагогические работники образовательных учреждений и организаций — преподаватели дисциплин «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность технологических процессов и производств», «Техносферная безопасность» и т. п.

Утвердили нестандартные формы обучения

Девять форм обучения безопасному труду:
- традиционное в аудитории обучающего центра (лекции, семинары, практические занятия, тренинги, лабораторные работы);
- аудиторное (за компьютерным обучающим комплексом);
- дистанционное;
- на тренажерах и на учебных рабочих местах;
- на тренажерах и манекенах по оказанию первой помощи;
- инструктаж;
- стажировка;
- проверка и самопроверка знаний, в т. ч. тестирование при помощи компьютерных средств;
- проверка и самопроверка навыков, в т. ч. в деловых играх и при помощи тренажеров и манекенов

Пояснили варианты организации обучения

Для занятий в обучающей организации работодатель может подобрать график, который удобнее совмещать с основной трудовой или учебной деятельностью. Обучение может быть:
- классическое непрерывное до освоения всей программы и сдачи экзамена, собеседования или тестирования. Его проводят ежедневно в форме аудиторных занятий;
- модульное аудиторное, когда различные тематики разбиты по дням и можно делать перерывы между изучением отдельных тем;
- дистанционное обучение с применением современных информационных технологий;
- комбинированное обучение, использующее различные формы организации обучения

Дополнили приложения к ГОСТу

Журнал регистрации целевого инструктажа.
Примерная программа вводного инструктажа по охране труда.
Примерная программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте.
Примерная программа обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим.
Универсальная программа базового основного курса обучения «Основы управления условиями и охраной труда»

* Для каждой группы обучающие организации составляют программы с учетом специфики профессиональной деятельности слушателей.

Просмотров: 1150 | Добавил: Sawast
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]