Главная » 2017 » Апрель » 2 » ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
15:59
ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Обязанности технических работников

 

Вопрос: Что входит в обязанности технического персонала в общеобразовательных учреждениях? Должны ли уборщицы мыть окна, стены? Действует ли по-прежнему норма убираемой площади (500 кв. м) при переходе на новую систему оплаты труда? Можно ли включать доплату за расширение зоны обслуживания в сумму оплаты труда, которая должна превышать МРОТ согласно трудовому законодательству?

 

Переход на новые системы оплаты труда (НСОТ) не повлек за собой своевременной разработки необходимой нормативной правовой базы. Поэтому, несмотря на отмену ЕТС, на практике продолжают использоваться ряд нормативных актов, разработанных в 90-е гг., в том числе и при регламентации труда младшего обслуживающего персонала в общеобразовательных учреждениях.

Норма убираемой площади была отражена в Типовых штатах <1>. Согласно п. 14 данного документа должность уборщика служебных помещений устанавливалась из расчета 0,5 единицы должности на каждые 250 кв. м убираемой площади, но не менее 0,5 единицы должности на школу.

--------------------------------

<1> Приказ Минпроса СССР от 31.12.1986 N 264 "Об утверждении Типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и Дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продленным днем".

 

В общеобразовательных школах, в которых проводятся занятия учащихся во вторую, третью смены, а также имеются группы продленного дня, дополнительно устанавливаются должности уборщика служебных помещений из расчета: в школах, работающих в 2 смены, - 0,25 единицы должности на каждые 250 кв. м, а в школах, работающих более двух смен или имеющих группы продленного дня, - 0,5 единицы должности на каждые 250 кв. м убираемой площади, используемой учащимися этих смен и группами продленного дня.

Тем самым фактически была установлена норма убираемой площади (500 кв. м) на ставку заработной платы уборщика служебных помещений.

Однако Типовые штаты утратили силу на территории РФ в связи с изданием Приказа Минобрнауки России от 09.06.2008 N 177 <2>.

--------------------------------

<2> Приказ Минобрнауки России от 09.06.2008 N 177 "О признании не подлежащими применению на территории Российской Федерации ведомственных нормативных правовых актов".

 

В то же время ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ <3> устанавливает, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативных правовых актов должно быть соблюдено следующее условие: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г.

--------------------------------

<3> Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

 

Таким образом, исходя из норм федерального законодательства, следует, что норма убираемой площади 500 кв. м на ставку заработной платы уборщика служебных помещений должна быть сохранена при принятии органами местного самоуправления нормативных правовых актов, регламентирующих оплату труда в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Что касается должностных обязанностей, то пока еще не отменено Постановление Минтруда России от 10.11.1992 N 31 <4>, которым утверждена характеристика работ для должности "уборщик". Так, уборщик служебных помещений осуществляет уборку холлов, вестибюлей, коридоров, лестничных клеток служебных и других помещений общественных и административных зданий; удаление пыли с мебели, ковровых изделий, подметание и мытье вручную или с помощью машин и приспособлений стен, полов, лестниц, окон; влажное подметание и мытье лестничных площадок, маршей, мест перед загрузочными клапанами мусоропровода, удаление пыли с потолка, влажная протирка стен, дверей, плафонов, подоконников, оконных решеток, перил, чердачных лестниц; подметание и мытье площадки перед входом в подъезд; мытье пола, влажную уборку стен, дверей, потолков, плафонов кабины лифта; сбор и перемещение мусора в установленное место; чистку и дезинфицирование санитарно-технического оборудования в местах общего пользования; получение моющих и дезинфицирующих средств, инвентаря и обтирочного материала.

--------------------------------

<4> Постановление Минтруда России от 10.11.1992 N 31 "Об утверждении Тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих".

 

Таким образом, мытье стен, окон входит в должностные обязанности уборщика служебных помещений.

При формировании должностных обязанностей уборщиков, в том числе регламентации периодичности проведения различных видов уборки, можно опираться на Нормы труда на вспомогательные работы в жилищно-коммунальном хозяйстве <5>, содержащие нормы обслуживания, нормы времени и нормативы численности, предусмотренные для вспомогательных работ (уборки производственных, служебных и культурно-бытовых помещений, полотерных, стеклопротирочных, столярных, погрузочно-разгрузочных, складских работ, технического обслуживания и текущего ремонта радиотелевизионной аппаратуры и слаботочного оборудования и др.), выполняемых на предприятиях и в организациях жилищно-коммунального хозяйства любых организационно-правовых форм.

--------------------------------

<5> Утверждены Госстроем России.

 

Помимо норм уборки различных видов служебных и культурно-бытовых помещений, в указанном сборнике приведена периодичность выполнения основных работ по уборке служебных и культурно-бытовых помещений. Так, в частности, удаление пыли пылесосом или подметание влажным веником полов должно производиться ежедневно, влажная протирка - 1 раз в неделю, мытье - 1 раз в месяц. Сухая протирка столов, шкафов, книжных полок - ежедневно, влажная протирка стульев - 1 раз в неделю и т.д. Влажная протирка стен, отопительных приборов (радиаторов) должна осуществляться 4 раза в год, оконных блоков с подоконниками - 1 раз в неделю. Подметание пыли с потолков - 2 раза в год. С такой же периодичностью должны мыться и окна.

Что же касается размеров оплаты труда уборщика служебных помещений (да и других должностей хозяйственного персонала), то согласно ст. 133 ТК РФ в действующей в данное время редакции месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Поэтому месячная заработная плата для уборщика служебных помещений должна превышать МРОТ исходя из нормы убираемой площади, а доплата за расширение зоны обслуживания должна увеличивать сумму заработной платы по сравнению с МРОТ. В то же время сумма такой доплаты может быть ниже МРОТ. Иными словами, нормы законодательства не заставляют образовательное учреждение платить техническому работнику, работающему более чем на ставку, за каждую выполняемую на ставку норму труда (в частности, убираемой площади) сумму, превышающую МРОТ.

 

Просмотров: 587 | Добавил: Sawast
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]